На протяжении всей своей истории жители стран Центральной Азии очень бережно и с особым почтением относились к головным уборам. В регионе существует множество традиций, связанных, так или иначе, с шапками.
К примеру, если кто-то сдернет с головы другого головной убор, это будет воспринято как чудовищное оскорбление. Если человек, вернувшись домой, кинет свой головной убор небрежно, это может сулить ему годами неудач и несчастий.
У каждого народа Центральной Азии есть свой национальный мужской головной убор. В чем разница между казахским тебетеем и кыргызским калпаком, чем узбекская тюбетейка отличается от таджикской и туркменской, рассказывает Kaktakto.
Виды головных уборов
В Казахстане и Кыргызстане летом мужчины носят калпак, сделанный из войлока. Казахские мужчины также летом носили круглые шапочки, отделанные мехом, – борик.
Фото: liveinternet.ru
Зимой мужчины Казахстана носили «тымак» или треух, в Кыргызстане – тебетей и малахай.
В Узбекистане и Таджикистане самыми распространенными видами мужских головных уборов были тюбетейки.
В Узбекистане их называют дуппи, в Таджикистане – токи. В Туркменистане носят папахи и маленькие шапочки – тахья.
Материал изготовления и форма
Казахский и кыргызский калпак шили из войлока. Но на этом их сходство заканчивается. Казахский калпак сшивается из двух одинаковых половинок и имеет высокую и зауженную тулью.
фото: pintrest.com
Кыргызский калпак сшивался из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья сшивались не до конца, что позволяет опускать или поднимать края, защищая глаза от солнца.
Фото: kabar.kg
Края калпака отделывались черным бархатом у богатых и сатином у бедных. Детям края калпаков никак не украшали.
Казахская знать носила «айыр калпак» — головной убор в виде конуса, поля которой загибались вверх. Внутренняя часть калпака отделывалась плотной тканью или войлоком. Внешняя часть украшалась атласом или бархатом. Шитье выполнялось золотой нитью.
Фото: Официальный сайт музея «Дом шляп»
Кыргызская знать носила калпаки из белоснежного войлока, по высоте сильно отличавшиеся от калпаков простолюдинов. Вышивка на калпаках выполнялась золотой или серебряной нитью.
Фото: al-khanjar.livejournal.
Зимние шапки казахских мужчин изготавливались из войлока и обтягивались тканью.
Казахский тымак состоял из тульи и четырех клиньев. Затылочная часть шапки и наушные клинья обшивались пушистым мехом, чаще лисьим, а широкие поля защищали шею и плечи от снега и дождя.
Фото: Вечерний Алматы
Кыргызский тебетей имел плоскую четырехклинную тулью и изготавливался из бархата или сукна. Отделывали тебетеи мехом лисы или куницы, а в районах Тань-Шаня мехом черного барана.
Фото: kmb3.hostenko.com
Также кыргызские мужчины зимой носили малахаи. Его отличительной особенностью был длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединенный с удлиненными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя. Верх малахая покрывали плотной тканью.
Фото: forum-eurasica.ru
Тюбетейка произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок».
Условно дуппи разделяют на несколько групп: ташкентскую, бухарскую, самаркандскую, ферганскую, хорезмско-каракалпакскую и кашкадарьинско-сурхандарьинскую.
Традиционно тюбетейки изготавливают из мягкой или твердой ткани, декорируют вышивкой или бисером, придают круглую или квадратную форму.
Фото: Dreamstime
Край тюбетейки обшивается также узкой полоской черного бархата или сатина. В этом случае орнамент околыша тюбетейки является продолжением орнамента донца.
Узоры, вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью («зехи курта»), указывали на высокий социальный статус обладателя тюбетейки или на сакральность события, в связи с которым ее надевали.
Таджикский национальный головной убор — тюбетейка или токи — распространен в стране не только как музейный экспонат. Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно.
На севере Таджикистана мужская тюбетейка четырехугольная, а на юге и востоке страны — округлой формы.
фото: wkipedia
Туркменские папахи шились из серого или золотистого каракуля, пышного меха куницы, лисы или ондатры.
Фото: turkmenistan.gov.tm
Длинношерстные шапки делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой и кудрявой шерстью и из козьих шкур ангорской породы. Все шапки имели стеганую подкладку и могли выдержать сильные сабельные удары. Легкая, элегантная папаха наилучшим образом приспособлена для военных походов и езды верхом.
Папахи одевались на маленькие шапочки – тахья. Они изготавливались из сатина, бархата, шелка или ситца.
Фото: mogilew.by
Казахские и кыргызские калпаки украшались вышивкой. Повседневные – черным орнаментом, чаще всего растительным. Верх калпака украшался кисточкой.
Фото: kabar.kg
Праздничные калпаки, а также головные уборы знати украшались золотой или серебряной нитью.
Украшением зимних головных уборов были меха, которыми оторачивали края шапок, а также лисьи или куньи хвосты, которые привязывали к назатыльнику тебетеев.
При украшении узбекских тюбетеек преимущественно использовали вышивки растительных орнаментов. Изображались те растения, которые, наряду с декоративным их значением, обладали какой-либо целительной силой и использовались при лечении различных недугов.
Фото: fergana.info
Среди цветочных мотивов распространены роза, ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони и др., а среди плодов — изображения граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.
Растительные узоры часто оживлялись изображениями ярких пестрых птиц. В основном это изображения фазана, петуха, соловья. На тюбетейках вышивают и изображения горного козла, скорпиона, животного, напоминающего леопарда. Распространены изображения звериных лап или птичьих следов. Следы животного указывали путь к воде, а значит, к жизни.
Фото: iqmena.livejournal.com
В Таджикистане многие узоры, которые вышивались на тюбетейке, сохранились еще со времен зороастризма.
Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам — «ширози» — от сглаза. Рисунок узора напоминает многие известные арийские символы, к примеру, сватику, означающую четыре стихии.
Практически во всех тюбетейках — из всех регионов Таджикистана — есть несколько общих правил. Головной убор разделен зрительно на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года.
Фото: ok.ru
Основные узоры в орнаментах таджикских тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных. Очень часто изображается лилия – как символ всех четырех стихий одновременно.
Туркменская тахья также украшалась вышивкой, которая чаще всего имела некий магический смысл.
Фото: pintrest.com
По всей поверхности тахьи в несколько ярусов проходят полосы из мелких треугольников, тесно соседствующих друг с другом. Они символизируют сплоченность туркменских джигитов, готовых встать плечом к плечу, чтобы дать отпор врагу.

Тюбетейка — главный национальный головной убор не только нашей страны, но и среднеазиатских народов. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой.
Каких только тюбетеек не встретишь на прекрасных девушках нашего Душанбе. А какие тюбетейки у наших невест на свадьбах! Одна краше другой! В период замужества девушки с особенной любовью проникаются к ним и носят их 40 дней после свадьбы.
Рассказываем о мужских и женских тюбетейках разных регионов страны.
Само название — "тюбетейка", произошло от тюркского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновения металлического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов.
Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена. Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом, из какого региона, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки.
Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно. Тюбетейки носят как женщины, так и мужчины. Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой.
Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек. На свадьбе без тюбетейки не обходится и жених. Для него это означает переход к более зрелому периоду жизни. Надевая тюбетейку на голову молодых людей, старейшины благословляют их.
В Центральной Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда ислама. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, до самых бровей.
По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой "третий глаз". А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом. Конусообразные головные уборы распространены на востоке страны, в Раштской долине.
Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее.
Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях.

До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнать бадахшанские тюбетейки.

На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных.
У тюбетеек есть и практичная функция. Климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода. А во время сна служат ночным колпаком. На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до трех, в зависимости от узора, который вышивается вручную.
Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения. Цены на тюбетейки в последние годы значительно выросли. Стоимость головных уборов составляет от 20 долларов и выше.

Правильная форма и симметричные узоры тюбетейки дают богатую пищу для фантазии исследователей: кто-то видит в миндалевидном орнаменте не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона (считается, что именно на этом сроке у зародыша появляется душа), кто-то считает, что конусообразные тюбетейки служат для связи с космосом, а кто-то всерьез полагает, что носит на голове подобие королевской короны.
Что из этого правда, пусть каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор имеет огромное значение в жизни мусульманина — несомненный факт.
Войти
Казахские головные уборы
С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою — равносильно отречению от личного счастья и удачи.
Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.
Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» — тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.
Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью, среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа – «калпак». Это летняя, легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин.
Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» — «айыр калпак», представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор «айыр калпак» — позумент из золотой нити в виде растительных узоров.
Так же летним головным убором считался «борик» — круглая бархатная шапочка, нередко с меховой опушкой.
Для зимы была предусмотрена теплая шапка – «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья «тымака» обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи.
Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию — указывали семейное положение хозяйки.
У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.
Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой — «борик».
Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями.
Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» — символом детства.
Зимний женский «борик» или «Шошак борик» — теплая шапочка, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра
Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.
Головной убор казахской невесты – «саукеле» — самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами.
Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.
Стоимость «саукеле» всегда была очень высока, говорят, что в старину за нее давали более табуна лошадей.
И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.
«Кимешек» — облегающая шапочка из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными бляшками. Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.
«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.