Что такое никаб у мусульман

Что такое никаб у мусульман

Никаб – головной убор женщин, исповедующих ислам. Головной убор, вызывающий наибольшие споры, как среди самих мусульман, так и в Европе. К примеру, во Франции и Бельгии действует законодательный запрет на ношение никаба.

Никаб как предмет законодательных и религиозных споров

На днях Европейский суд по правам человека признал бельгийский закон о запрете ношения никаба, принятый еще в 2011 году, не нарушающим прав человека. В Европейский суд по правам человека обратились две гражданки Бельгии, исповедующие ислам. По их мнению, закон о запрете ношения никаба нарушал их право свободы вероисповедания.

Запрещали никабы и в мусульманских странах. Так, в 2009 году в Египте администрации некоторых университетов запретили своим студенткам приходить на экзамены в никабе.

При этом спорным моментом является и необходимость носить никаб согласно толкованиям текста Корана. Как в Коране, так и в Сунне (священное предание, описывающее примеры жизни пророка Мухаммеда), отсутствуют явные указания относительно того, обязаны ли женщины, исповедующие ислам, носить никаб. Однако, жены пророка Мухаммеда никаб носили.

Если же почитать ветки исламских форумов относительно обязательности или же необязательности носить никаб, то можно, например, встретить информацию о том, что согласно Корану женщины могут оставлять открытым свое лицо. Да и для жен пророка были некоторые правила, которые не действовали для других женщин. Например, выйти вновь замуж после смерти пророка Мухаммеда его жены вновь не могли. Другим же женщинам это дозволяется. Возможно, то же самое верно и для никаба.

Женщина в никабе — открыты лишь глаза

Никаб – один из самых закрывающих лицо головных уборов мусульманок. Более строгий головной убор по сравнению с никабом только паранджа. Паранджа – это широкий халат с закрывающей лицо волосяной сеткой и длинными рукавами. Распространено ношение паранджи на протяжении истории было в основном среди женщин Афганистана и Средней Азии. Как и никаб, паранджу законодательно запрещено носить в Бельгии и Франции.

Более открытыми по сравнению с никабом головными уборами мусульманских женщин являются чадра и хиджаб. Чадра – это покрывало, которое прячет фигуру женщины с головы до пят, но при этом лицо остается открытым. Хиджаб – это платок, который прикрывает голову, шею и плечи.

То есть единственная открытая часть лица, при ношении никаба, это глаза. При этом иногда у никаба в области глаз пришивается вуаль из куска легкой прозрачной ткани. Таким образом, глаза тоже прячутся под ткань, однако сохраняется возможность обзора.

К слову, такая одежда, как никаб, может быть очень удобной в пустыни. Во-первых, такая одежда защищает от песка, особенно глаза, во-вторых, от жары.

История возникновения никаба

И мужской, и женский, ныне считающийся мусульманским, костюм исторически формировался как одежда людей, проживающих в условиях пустыни. И, соответственно, одежда подбиралась под погодные условия.

В том числе и никаб. Или же мужской головной убор куфия – платок, который служил защитой головы и лица от солнца и песка. С появлением же ислама у одежды жителей пустыни появилась и своя символическая составляющая.

Пошив никаба для мусульманских девушек

Чаще всего никаб состоял из повязки, завязывающейся на лбу при помощи тесемок сзади. Такая повязка делалась из плотной ткани.

К повязке пришивались два прямоугольных платка. Более широкий платок пришивался сзади. Его целью было прятать волосы. Платок поменьше и с прорезью для глаз пришивался к налобной повязке спереди. Иногда в прорезь для глаз вшивалась прозрачная полоска ткани.

Никаб традиционно шился из ткани черного цвета. Однако существуют и никабы других цветов – синего, белого и других цветов. В некоторых случаях никаб может декорироваться элементами из золота, драгоценными камнями и другим декором – все зависит от желаний и возможностей девушки и ее семьи.


Носят никаб не только в исламе

Но не только в исламе женщины носят никаб. Есть и женщины, исповедующие иудаизм, которые также носят полностью закрывающий их голову и лицо головной убор.

Это небольшая община ультра-ортодоксальных женщин, проживающих в Израиле. Встретить женщин, облаченных в никаб, можно в некоторых пригородах Иерусалима, которые заселены ортодоксальными иудеями.

При этом исторически женщины, исповедующие иудаизм, никаб не носили. Разве что только еврейки, которые когда-то проживали в государстве Йемен, основное население которого исповедует ислам. Появление никаба в данном случае связано с особо жесткой трактовкой существующего в иудаизме принципа «цниут» (скромность в одежде и в поведении). И многими, в том числе ортодоксальными, раввинами ношение никаба иудейками рассматривается крайне отрицательно.

Многие осуждают никаб и считают этот головной убор пережитками прошлого и дикостью. Но в реальности многим мусульманкам никаб никак не вредит, а даже помогает. В жарких восточных странах никаб и сегодня защищает лицо от испепеляющего солнца, песка и пыли.

Люди, исповедующие ислам, придерживаются определенных правил и законов. Одним из обязательных условий религии является головной убор, который должна в обязательном порядке носить каждая женщина. Для этого дамы используют никабы, хиджаб, паранджу. Каждый предмет гардероба имеет свои отличительные особенности и преимущества. Никаб считается одним из самых удобных головных уборов.

Особенности и преимущества

Никаб – это один из традиционных мусульманских головных уборов, практически полностью закрывающих лицо женщины. От другой одежды он отличается небольшим разрезом для глаз. Классический никаб состоит из повязки, выполненной из жесткого материала, и двух прямоугольных платков. Один из них фиксируется по краям, тем самыми образуя небольшой вырез для глаз. Второй платок закрывает женские волосы сзади.

У этого элемента одежды есть свои преимущества:

  • он не сковывает движения, позволяет телу дышать;
  • прикрывает полностью волосы.;
  • защищает кожу от негативных факторов окружающей среды.

Важно! По древним мусульманским устоям, платок нельзя декорировать различными деталями и элементами.

История

Никаб считается одним из самых древних мусульманских головных уборов. Его название в переводе означает «порок». Ранее этот элемент гардероба служил защитой от солнца и песка в жарких восточных странах. Его активно использовали и женщины, и мужчины. Позже никаб стал религиозным атрибутом, который носили преимущественно женщины. Со временем его стали активно использовать в таких государствах как Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Читайте также:  Прикорневой объем волос boost up отзывы фото

С древних времен к использованию никаба выдвигали следующие требования:

  • он должен прикрывать все тело, кроме кистей рук;
  • ткани, из которых производилась одежда, должны быть плотными и не пропускать свет;
  • нельзя украшать головной убор декорирующими элементами.

Кроме того, женский наряд не должен быть похож на мужской по своему крою и фасону.

Правила ношения

Никаб необходимо сочетать с иной мусульманской одеждой. В семьях с консервативными взглядами девушки носят его с абайей. Это длинное платье с рукавами, не имеющее пояса. Допускается надевать с чадрой.

Это длинная накидка, прикрывающая все тело женщины или девушки. При этом чтобы одеяние не упало, женщина должна постоянно его придерживать. Современные девушки могут одеваться по моде и при этом сохранять закрытый и сдержанный вид.

Различные производители изготавливают никабы из разноцветных дорогих тканей, расписного золота и драгоценностей.

Чем отличаются никаб, хиджаб, паранджа и чадра

Главные отличия заключаются в следующих моментах:

  1. Хиджаб покрывает голову и шею. Этот элемент гардероба дает понять принадлежность женщины к религии.
  2. Никаб отличается строгостью своего дизайна. Он закрывает все лицо, остается только вырез для глаз.
  3. Чадра – это большое покрывало, которое накидывается на голову и придерживается руками из-за от отсутствия крепления.
  4. Паранджа – одежда, которая полностью закрывает лицо. Женщина в парандже смотрит через специальную сетку в районе глаз.

Важно! Никаб и паранджа считаются более строгими женскими элементами одежды.

Выбор по форме лица

Чтобы изделие подходило женщине, во время выбора следует учитывать форму лица.

Квадратное

Дамам с таким типом лица стоит носить более свободные головные уборы, которые не прилегают плотно. Такой принцип помогает не привлекать внимание к проблемным участкам. Женщинам с квадратной формой лица лучше выбирать темные модели никаба, которые визуального сужают скулы. Можно также воспользоваться следующей хитростью – прикрыть лоб, а скулы оставить открытыми. Такой подход визуально округлит очертания лица.

Круглое

Дамы с круглым лицом должны отказаться от обтягивающего изделия. Акцент стоит сделать на фасонах свободного кроя и неброской расцветки.

Овальное

Женщинам с овальным лицом подходят любые платки. Форма овала визуально симметрична, она подходит под любые цвета и формы головных уборов.

Как завязать никаб

Мусульманское изделие состоит из 3 главных частей: повязка на лоб и 2 платка. Платки крепятся к повязке, тем самым закрывая лицо и голову женщины.

Чтобы вещь сидела удобно и не мешала движениям, соблюдают правила завязывания никаба:

  1. Зафиксировать повязку на голове при помощи тесемок.
  2. Пришить к повязке платок с двух сторон так, чтобы были видны только глаза.
  3. Другой платок пришивают сзади.

Важно! Иногда изделие имеет дополнительную деталь – прозрачную вуаль из волоса лошади.

Декор и цветовые решения

Ранее изделие выполнялись в однотонных оттенках, его не разрешалось дополнять декорирующими элементами. Однако сегодня никаб дополняют разными украшениями, драгоценностями и вставками.

Для создания мусульманских платков используют всевозможные ткани и материалы. Например, для жаркой погоды его шьют из более легкого волокна, а для прохладной – из плотных тканей.

Запрет на ношение

В некоторых странах утвердили законы, запрещающие носить мусульманские головные уборы всем женщинам. В число таких государств вошла Австрия и Франция. Власти страны запретили носить мусульманкам никаб в общественных местах, в случае несоблюдения правил женщинам будет выписан штраф в сумме от 150 евро.

При обнаружении на улице женщины в одежде с закрытым лицом, полицейские имеют полное право отправить гражданку, нарушающую закон, в отделение.

Вопрос о запрете на ношение мусульманской одежды поднимался во многих странах. Жители цивилизованных государств поддерживают эту перспективу. Однако власти многих стран не рискуют вводить новые правила из-за возможного ущемления прав мусульман. Сегодня разрабатываются некоторые законы, которые помогут решить проблему мирным путем, прислушавшись при этом к мнению местных жителей, и не нарушая право на свободу вероисповедания.

В моем городе, как, может быть, и в других, я иногда вижу девушек с никабом на лице, с перчатками на руках и зимой и летом. Честно говоря, я испытываю к ним чувство неприязни. И наверное, другие испытывают то же самое. Я понимаю, что ношение никаба разрешено, но не лучше ли носить красивые платки с открытым лицом и тем самым показывать окружающим красоту женского одеяния по канонам Ислама? И может быть, с благословения Всевышнего, некоторые женщины (в том числе этнические мусульманки, не соблюдающие религиозные нормы) задумаются о покрытии себя. Никаб же здравомыслящего человека в Ислам не привлечет да и самих этнических мусульман оттолкнет. Быть может, в женщинах, которые носят никаб, вера намного сильнее моей, но я был бы рад видеть на улице стильно одетых женщин в платках и гордиться тем, что наша религия лишь украшает жизнь, а не превращает ее в траурную процессию. А., 25 лет. Казахстан.

Вопрос об использовании никаба[1] не однозначен. Причиной разногласий среди ученых послужило отсутствие в Священном Коране и в Сунне ясных указаний относительно данного вопроса[2], что, в свою очередь, позволило богословам при научном анализе (иджтихаде) исходить из тех или иных намеков, косвенных аргументов, содержащихся в коранических аятах и хадисах. В каждом конкретном случае мусульманская экзегетика оставляет возможность для ограничительного или расширительного толкования канонического текста. В то же время необходимо помнить, что при изучении подобного рода второстепенных религиозно-правовых вопросов ученые — как высказывающие ошибочное суждение (менее верное), так и более верное мнение — будут вознаграждены за старания свои и искренность намерений пред Творцом, о чем свидетельствует одно из высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)[3].

Читайте также:  Популярные спортивные фирмы

Очень важно отметить, что, согласно нормам шариата, ношение никаба не является обязательным (ваджиб), и для женщины-мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это общеизвестно в мусульманском богословии и таково заключение подавляющего большинства ученых со времен сподвижников Пророка[4].

Мнение 4-х мазхабов о никабе

Обратимся к мнениям авторитетных богословов-муджтахидов всех четырех мазхабов.

Ученые-ханафиты считают, что «запрещается смотреть на оголенные части тела чужой женщины, за исключением ее лица и кистей рук». Имам Абу Ханифа добавляет, что «исключением являются также ступни[5], ибо постоянно прикрывать их крайне затруднительно».

Также в книгах ученых ханафитского мазхаба оговаривается, что «если взгляд на лицо и кисти рук посторонней женщины приводит к сладостному наслаждению (шахва), то смотреть на них запрещено. Что касается того, можно ли дотрагиваться до кожи лица и рук посторонней женщины, то это непозволительно, даже если и не возникнет при этом ощущения сладостного наслаждения. Исключением из последнего являются пожилые люди[6] и маленькие дети»[7].

Теологи маликитского мазхаба пишут: «‘Ауратом (то есть частями тела, которые, согласно каноническим предписаниям, должны быть обязательно прикрыты) женщины перед взором чужого для нее мужчины (то есть человека, за которого она может выйти замуж по причине отсутствия кровного родства) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Они (эти части тела) не являются ‘ауратом»[8]. С таким мнением согласны также ученые шафиитского мазхаба[9] и ханбалитского[10].

Известный богослов маликитского мазхаба ас-Сави комментирует: «На эти две части тела — лицо и кисти рук — разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения у смотрящего. В противном случае такой взгляд запретен (харам)»[11]. Обращу ваше внимание на то, что это касается как случая, когда мужчина смотрит на постороннюю женщину, так и когда женщина смотрит на постороннего мужчину.

А потому упомянутое богословское заключение («смотреть на женщину с вожделением и страстью запрещено») не говорит о необходимости закрытия женщиной лица от взоров посторонних мужчин, а указывает лишь на то, что мужчины обязаны не заглядываться на чужих женщин. В противном случае (если обязывать женщину закрывать лицо от взоров мужчин под предлогом того, что она красива и это их соблазняет) придется и мужчин обязать закрывать свое лицо, да и многие другие части тела, которые пробуждают в посторонних женщинах чувство сексуального желания. Канонически нет разницы между тем, когда мужчина с вожделением разглядывает постороннюю для него женщину, и тем, когда женщина любуется посторонним ей мужчиной.

А потому исходить из логики симпатии противоположных полов друг к другу в установлении того, что они должны прикрывать, а что нет, не представляется возможным (мужчине, тем более красивому и с хорошим атлетическим телосложением, также придется надеть паранджу), но требует прямого и однозначного аргумента из Корана или Сунны.

Возвращаясь к вышеупомянутым заключениям богословов-муджтахидов. Основанием для них является аят: «…и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» (см. Св. Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников пророка Мухаммада (среди них Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Аиша), а также богословы первых веков утверждали, что в последних словах аята подразумеваются «лицо и кисти рук»[12], некоторые добавляли «одежда»[13], а также «то, что женщина вынуждена[14] оголить»[15]. Учитывая смысл аята, замечу: лицо, кисти рук и одежда относятся к красоте женщины, это говорит и о том, что она должна быть одета симпатично и со вкусом, а не в черный мешок, отпугивающий прохожих.

При описании совершения молитвы-намаза женщиной в достоверном хадисе сказано о покрытии головы, но ничего не сказано о покрытии лица[16]. А из достоверного хадиса от Ибн ‘Умара мы знаем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать никаб и перчатки»[17]. Приведенные хадисы доказывают, что лицо и кисти рук не являются ‘ауратом. Да, в редких случаях некоторые женщины во времена Пророка практиковали прикрытие лица и кистей рук, но ни аяты, ни хадисы не указывают на каноническую необходимость этого. Наоборот, из аятов[18] и хадисов, а также из описаний отдельных событий времен Пророка мы видим, что женщины-мусульманки не прикрывали лица никабом[19].

Хадисы о никабе

В дополнение к изложенному приведу два хадиса, касающиеся данной темы.

Пророк Мухаммад сказал: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[20]. Известный ученый имам ан-Навави на основе данного хадиса заявил: «Не являются ‘ауратом кисти рук вместе с запястьем».

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[21].

Из всего вышесказанного следует, что канонической обязательности и необходимости в использовании никаба нет.

В условиях современных государств, особенно там, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, крайне важно быть олицетворением ценностей и свобод своей религии; важно не подстраиваться под других, а наводить мосты взаимопонимания, участвовать в здоровом обмене мнениями, взглядами, причем не только теоретически, но и на деле показывая, как религия помогает тебе стать и оставаться быть счастливым в этой жизни, собранным, обретая при этом и вечное благополучие. Живя в таком ритме, более правильным для социально активных женщин-мусульманок, способных что-то делать не только для семьи, но и для общества, а также будущих поколений, будет ношение соответствующей канонам одежды без использования никаба. Однако замечу, что если женщина отдает предпочтение никабу и видит в этом форму проявления своей веры и скромности, то это ее личный выбор, который должен быть поддержан современными демократическими свободами и ценностями.

Читайте также:  Как правильно делать укладку каре

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Никаб (араб.) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 486.

[2] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 482.

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]».

Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.

[4] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 482; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 2. С. 313.

[5] Такого же мнения были и другие ученые, например ас-Саури.

[6] Известно, что Абу Бакр иногда здоровался за руку с пожилыми женщинами.

[7] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 5 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. С. 156, 157.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 747.

[9] См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 353, 354; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 74; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 749, 750.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 753.

[11] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 314, 315.

[12] Учитывая нижеследующий достоверный хадис от ‘Аиши, многие относили к этому и запястье.

[13] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[14] Аяты и достоверные хадисы легли в основу следующих богословских правил:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собой соответствующие послабления»;

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;

(3) «вынужденность определяется сложностью обстоятельств».

См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73 и 74, 75; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[15] См., например: аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152; Ибн аль-‘Араби (468–543 по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 3. С. 1368, 1369; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 355; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744.

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 641, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 612, хадис № 1711, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 68, хадис № 525 и пояснение к нему.

[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 545, хадис № 1838; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 64, хадис № 1838 и пояснение к нему; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 313.

[18] Например, Св. Коран, 24:30, 31.

[19] Ряд достоверных хадисов по этому поводу приведен в подробном исследовании имама Юсуфа аль-Кардави о никабе. См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 2. С. 312–336.

[20] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector